Техника

Спама больше не будет?

Спам наряду с компьютерными вирусами является сегодня главной
проблемой сети Интернет. Проблема начинается еще при попытке
дать определение тому, что такое спам. Первое, что приходит на
ум, -- это нежелательная корреспонденция. Но, с одной стороны,
частенько спамерские послания оказываются полезными. С другой
же стороны, неприятный (а потому и нежелательный) анекдот --
это же не спам. Можно определить спамерские письма как непрошеные
рекламные послания. И опять-таки, нельзя же назвать спамом сообщение
от своего знакомого, продающего котят, которых принесла ему его
породистая кошка. Поэтому определение нужно дополнить таким понятием,
как массовость рассылки.

Итак, борцы со спамом остановились на следующем определении
"зла" -- массовая непрошеная корреспонденция рекламного характера.

Что же это "зло" представляет собой на сегодняшний день?

В первую очередь, это бизнес. В российской части Интернета
ежедневно рассылается 2--3 млн спамерских писем, за которые их
заказчики платят, по разным оценкам, 3--6 тыс. евро. Следовательно,
в год -- порядка 1--2 млн евро. Если к этому добавить продажу
баз данных адресов электронной почты и дорогостоящие рекламные
рассылки, то получится, что годовой оборот спамеров равен 2--3
млн евро.

Игроками на этом рынке являются 5--10 крупных спамерских контор,
несколько десятков мелких и сотни непрофессионалов. Их клиенты
-- представители малого бизнеса, не до конца осознавшие, что
спам -- это нехорошо, а также разного рода интернет-мошенники.

Чем же так плох спам? Во-первых, это нелегальный бизнес. Во-вторых,
это расходы компаний на трафик, вызванный спамерскими письмами.
В-третьих, это расходы рабочего времени на чтение писем от спамеров.
И в-четвертых, что тоже немаловажно, это серьезный фактор раздражения.

Если в 2001-м году доля спама в общем потоке корреспонденции
составляла 20%, то в прошлом году она резко возросла и приблизилась
уже к 50% (данные компании "Ашманов и партнеры"). Причем среди
"мишеней" спамеров увеличилась доля корпоративных пользователей
(примерно до 40%).

В последнее время ведется много разговоров об использовании
юридических методов борьбы со спамом. В прошлом году законы о
запрете спама были приняты в США, Европейском Союзе и Австралии.
Подобный законопроект разрабатывается и в России. Но спамеров
не так-то просто поймать, а одних лишь угроз недостаточно для
того, чтобы заставить спамеров отказаться от своего прибыльного
бизнеса. Кроме того, закон и Интернет -- вещи трудно совместимые.

Ничто не мешает спамеру, находясь в одном государстве, "бомбардировать"
спамом жителей другой страны. Впрочем, уже прорабатываются возможности
выдачи спамеров одним государством другому.

До сих пор же спамерам противостояли с помощью разнообразных
технических методов. Но, как оказалось, со спамом бороться еще
сложнее, чем с вирусами. Потому что, как говорит гендиректор
"Лаборатории Касперского" Наталья Касперская, "вирус пишут одиночки,
а за спамом стоят бизнес и большие деньги".

К сожалению, фильтровать адреса, с которых приходит спам,
совершенно бесполезно, поскольку ничто не мешает подписываться
ложным адресом. А протокол SMTP, по которому курсирует почта
в Интернете, никакой защиты от подделки адреса отправителя не
предусматривает. Зато спамеров можно блокировать, составляя черные
списки iр-адресов их компьютеров. Но и этот метод становится
все менее и менее эффективным, поскольку для отправки "грязных"
сообщений используются машины ничего не подозревающих пользователей.
А на помощь в этом спамерам приходят вирусы и трояны, превращающие
зараженные компьютеры в так называемые прокси-сервера, открытые
для отправки через них спама (в числе таких вирусов и "герой"
последних дней -- червь Mydoom).

На помощь человечеству приходит искусственный интеллект. Ученым
удалось создать фильтры, с достаточно высокой вероятностью определяющие
принадлежность письма к спаму. Делается это с помощью вычисления
частоты вхождения в послания слов, характерных для спамерских
сообщений. Есть и другой метод, основанный на сопоставлении писем
с уже известными образцами спама. Так, например, если пользователь
почтовых служб Mail.ru или Яндекс пометит соответствующим образом
спамерское письмо, то других оно уже не побеспокоит.

Но и спамеры пытаются внести в свои письма изменения, незаметные
для человеческого глаза, но достаточные для того, чтобы фильтр
не смог признать данное послание спамом. К таковым трюкам относится
вставка в текст последовательности ничего не значащих символов
(которые генерируются заново для каждого нового послания и тем
самым мешают сравнению с образцами), сознательно допущенные грамматические
ошибки и т.д. В ответ на это разработчики систем защиты от спама
создают новые алгоритмы, так что битва сейчас в самом разгаре.

Не лишены антиспамерские фильтры и побочного эффекта, когда
за спам принимается совершенно безобидное письмо. Из-за этого
сложилась категория пользователей, считающих, что хуже спама
может быть только борьба с ним.

Между тем существует способ, дающий практически 100-процентную
гарантию защиты от проникновения спамерских писем. Применяется
он, например, на почтовой службе КМ.ру. Идея состоит в том, чтобы
показывать пользователю только письма, пришедшие от адресатов
из белого списка. Если же приходит сообщение с адреса, отсутствующего
в этом списке, то его отправителю посылается проверяющий запрос.
В случае ответа адрес будет признан "белым", и в дальнейшем проблем
с ним не будет. А спамер же из-за того, что подписывается чужим
адресом, такого запроса не получит и ответить на него не сможет.
Но у этого способа есть свои противники. "Представьте себе, что
с вашего адреса будет разослан спам, и вам придут тысячи запросов
на подтверждение", -- предостерегают представители Яндекса.

Самый радикальный способ защиты от спама -- изменить почтовый
протокол SMTP. Подобную идею продвигают такие гиганты, как Microsoft,
AOL и Yahoo. Проблема заключается в том, что практически нереально
заставить весь Интернет отказаться от одного протокола в пользу
другого. Если же такой переход сделает только часть пользователей,
то Всемирная паутина рискует распасться на несколько несовместимых
зон.

По расчетам президента компании "Ашманов и партнеры" Игоря
Ашманова, в 2004 году спама в России будет еще больше и его доля
в общем числе писем составит 70%. Но тем не менее г-н Ашманов
смотрит с оптимизмом в чуть более далекое будущее: активная борьба
со спамом уже началась, и комбинируя юридические, технические
и пропагандистские методы, уже в 2005-м доля спама станет меньше.

Игорь КОРОЛЕВ, Время новостей, 02.02.2004

Нажмите, чтобы прокомментировать

Вы можете сказать по этому поводу все что думаете

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новое

To Top